|
Сюжет о Старой Майне на ОРТ |
|
|
Археологические открытия экспедиции Ульяновского государственного университета под руководством А.Е. Кожевина позволяют уверенно утверждать, что поселение, которое возникло в IV в. и известное теперь как Старая Майна (Богоявленское) существовало непрерывно с IV в. века по настоящее время. История развития одного из самых древних сел России насчитывает не менее 1700 лет. Возникновения поселения относится ко времени именьковской археологической культуры (IV-VII в.), названной так по селу Именьково в Республике Татарстан где она впервые была изучена.
...В эпоху Великого переселения народов в этнокультурной ситуации Восточной Европы произошли существенные изменения. Крупное провинциально-римское образование Северного Причерноморья- черняховская культура- в результате нашествия гуннов прекратило свое развитие. Группа славянских земледельцев в последних десятилетиях IV в. из черняховского ареала переселилась в Среднее Поволжье, где ими была создана именьковская культура. Вторжение в Средневолжские земли болгарских и иных тюркоязычных орд нарушило контакты именьковского населения со странами Востока. Значительные массы земледельческого населения вынуждены были покинуть эти земли.
Именьковское население на рубеже VII-VIII вв. заселило первоначально лесостепные области Днепровского левобережья и Среднего Подонья, по соседству с Хазарским каганатом. Здесь переселенцами создана волынцевская культура. По мнению академика РАН В.В. Седова, допустимо предположение, что этническим именем волынцевской культуры было русы. Это была область, которая в русских летописях еще в XII в. противопоставлялась остальным территориям Древнерусского государства, как "Русская земля". Важнейшими городами её были Киев, Чернигов и Переяславль [1].
По мнению ряда исследователей Киев (памятники на территории будущего города) был форпостом левобережной волынцевской культуры на Правобережье Днепра [2].
Старомайнский археологический микрорайон исследовался ранее экспедицией под руководством главного научного сотрудника Института истории им Ш. Марджани, заведующего отделом полевых исследований НЦАИ д.и.н Е.П. Казакова. Раннеболгарская археологическая экспедиция Национального центра археологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (ранее ИЯЛИ КФАН) проводила исследования в Старомайнском районе Ульяновской области в течение сезонов 1971 и 1984-86 гг. Экспедицией были открыты и изучены следующие памятники, находящиеся в непосредственной близости от районного центра р.п. Старая Майна - Старомайнское III селище, Старомайнский II могильник, Старомайнская I стоянка, поселения ГоловкиноV-VI и Малиновское селище, Головкинский I могильник. На территории Старомайнского II могильника было исследовано 23 погребения, принадлежащие поздним сарматам. На разрушаемых Куйбышевским водохранилищем памятниках собран значительный подъемный материал. Археологическая экспедиция Самарского государственного университета под руководством профессора Г.И. Матвеевой исследовала Старомайнское городище в течение сезонов 1984-87, 1990-91, 2005 гг., где было изучено свыше 2 500 кв. м. Археологические работы также здесь проводили А.П. Смирнов (Москва), А.В. Збруева (Москва), Т.А. Хлебникова (Казань).
Экспедицией УлГУ в 2000-2005 г. были получены новые археологические материалы в пределах р.п. Старая Майна. Исследованы материалы эпохи камня, бронзы и средневековья. Наибольший интерес представляют находки эпохи средневековья, относящиеся к именьковской археологической культуре, в частности детали поясной гарнитуры - поясные пряжки типов IА1, IБ1, IБ3 имеющие достаточно узкий хронологический диапазон существования - конец V- начало VI в. н.э. Данная дата возникновения поселения была поддержана д.и.н Е.П. Казаковым, профессором СамГУ Г.И. Матвеевой, начальником археологической лаборатории Болгарского государственного историко-археологического заповедника Н.И. Феоктистовым, большинством ульяновских ученых.
Однако полевой сезон 2006 г. позволил удревнить дату возникновения поселения до IV в. н.э.
Примерно в это же время на правом берегу реки Майна, на высоком мысу у современного поселка Волжское возникло одно из крупнейших на территории Ульяновского Поволжья Старомайнское городище. На левом берегу реки Майна по направлению современных деревень и сел Красная Поляна и Красная Река возникли еще несколько сельских поселений именьковской культуры. Эти памятники зафиксированы и исследованы ульяновскими археологами.
Крупные именьковские поселения и городище в V -VII вв. возникли между современным поселком Старая Майна и в районе дер. Кременки. Таким образом, территория современного поселка Старая Майна оказалась на пересечении путей сообщения между различными населенными пунктами эпохи раннего средневековья, и, вероятно, здесь, преимущественно в зоне современной акватории Куйбышевского водохранилища находился важный торгово-экономический перевалочный населенный пункт.
В раннеболгарский период, как это признано большинством исследователей, основная масса именьковского населения покинула территорию Среднего Поволжья, и большинство поселений и городищ именьковской культуры запустели. Степные пастбища территории современного Старомайнского района входили в зону кочевий раннеболгарских племен. Лишь отдельные группы именьковского населения оставались в Среднем Поволжье и вошли в союзнические отношения с раннеболгарскими кочевниками. Следы совместного проживания именьковских и раннеболгарских групп населения прослеживаются на городище "Чертов городок" у д. Кременки и на Старомайнском городище, а также селищах Старая Майна IV и VI. Поэтому можно утверждать, что и в раннеболгарскую эпоху - то есть в VIII -IX вв, жизнь на территории современного поселка Старая Майна продолжалась.
В домонгольский период Волжской Болгарии - в X - в начале XIII вв. через территорию современной Старой Майны проходил один из наиболее оживленных сухопутных торговых путей между г. Болгаром и г. Киевом. На территории поселения известны материалы домонгольского и золотоордынского времени. Согласно письменным источникам и археологическим материалам, в том числе нумизматическим, поселение функционировало также в период Казанского ханства. Дальнейший период истории села уже связан с русской колонизацией края.
Значительный интерес представляют многочисленные предметы, связанные с международным значением памятников Старомайнского микрорайона в древности.
О связях с Древней Индией свидетельствует уникальная металлическая плакетка с изображением восточного божества, происходящая из материалов поселения Головкино I. По предварительному определению специалистов-искусствоведов (Музей искусств народов Востока, г. Москва) изделие содержит изображение индуисткого бога Вишну, относимое к VIII-X векам. Среди находок древнерусских материалов заслуживают внимания фрагменты серебряных широкорогих лунниц киевского типа, украшенных зернью и сканью, имеющих полные аналоги в Гнездовском кладе X в, происходящих из разрушенного культурного слоя поселения Красная поляна I. Нельзя исключать, что данные вещи входили в кладовый комплекс, содержащий также типично скандинавское украшение - серебряную щитообразную подвеску, украшенную в технике зерни и скани. Аналоги данной подвеске происходят с острова Оланд (юго-восточная Швеция) и датируются IX-X вв. Интересен серебряный перстень с вставкой из черного камня, имеющий многочисленные аналогии на памятниках салтово-маяцкой культуры, где они датируются концом VII-первой половиной IX вв. Древнерусскими вещами являются литые лунницы, украшенные ложной зернью, учтено более 20 шиферных пряслиц. Впервые на Старомайнском городище найден объемный древнерусский медный крестик с шариками на концах. По аналогии с крестиком, происходящим с Болгарского городища, наиболее вероятно он может быть датирован XII-XIII в. На поселении Головкино III найдены 2 якореобразные подвески, атрибутируемые как молоточки Тора и скандинавский перстень. Из раскопок Ю.А. Семыкина происходит кольцевая скандинавская фибула с рунической надписью (поселение Красная Река II). Среди нумизматических находок особенно отметим византийский медный фолис императора Романа I 920-х гг., происходящий с Кокрятского городища, западноевропейские денарии Оттона III и Адельгейды (990-995), дирхем хазарской чеканки.
Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что поселение, которое возникло в IV в. и известное теперь как Старая Майна (Богоявленское) является поселением, где история межнационального и межкультурного диалога насчитывает не менее 1700 лет. Возникнув как славянское поселение, оно существовало затем как болгарское, татарское и русское село. Культурное богатство и разнообразие традиций народов Поволжья особенно ярко представлено в истории Старой Майны, где происходило взаимообогащение различных культур, религий и цивилизаций
Все это позволяет отнести поселение к древнейшим сельским населенным пунктам Российской Федерации. Дальнейшие исследования могут принести еще немало новых открытий.
1. Академик РАН В.В. Седов, Великий Волжский путь, 2003 г., с.127.
2. В.Я. Петрухин, Древнетюркский мир: история и традиции, 2002 г., с.43
Более детально с археологическими исследованиями Старой Майны вы можете ознакомится на сайте: stmayna.ucoz.ru
|
|
|
| |
|
|
|
| |
| |
«Средневековая Майна» |
|
|
|
|
|